УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ 1. Органы управления Общеобразовательного учреждения: 1) Директор. 2) Педагогический совет. 3) Общее собрание (конференция) участников образовательных отношений. 4) Совет школы. 5) Учредитель в лице Управления образования. 6) Отдел образования. Исполнительным органом Общеобразовательного учреждения является Директор. В учреждении создан постоянно действующий коллегиальный орган Педагогический совет. Общее собрание является органом самоуправления. В период между Общим собранием действует Совет школы. Решение о досрочном прекращении полномочий члена Совета школы принимается Общим собранием. Полномочия члена Совета школы могут быть прекращены автоматически без решения Общего собрания на следующих основаниях: Управление образования администрации города Донецка, выполняя функции Учредителя Общеобразовательного учреждения, осуществляет следующие полномочия: 1) участие в управлении деятельностью Общеобразовательного учреждения в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, приказами Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики распорядительными актами администрации г. Донецка, настоящим Уставом, учредительным документом Управления образования, отдельными договорами; 2) утверждение Устава Общеобразовательного учреждения, изменений и дополнений в Устав Общеобразовательного учреждения; 3) назначение и увольнение Директора, осуществление иных прав и обязанностей работодателя в отношении Директора Общеобразовательного учреждения; 4) аттестация директора общеобразовательного учреждения; 5) мониторинг и координация деятельности Общеобразовательного учреждения; 6) мониторинг и координация деятельности Директора и педагогического коллектива Общеобразовательного учреждения, применение дисциплинарных мер к Директору; 7) осуществление инспектирования Общеобразовательного учреждения, с целью проведения выборочного контроля соблюдения требований действующих нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики, распорядительных актов в сфере образования Администрации и Управления образования по вопросам деятельности Общеобразовательного учреждения, в пределах компетенции; 8) получение необходимой информации о деятельности Общеобразовательного учреждения по соответствующим запросам; 9) предоставление разрешений на прием ребенка в Общеобразовательное учреждение на обучение по образовательным программам начального общего образования возрасте не соответствующем нормам, установленным Законом, с учетом рекомендаций психолого-медикопедагогической консультации; 10) другие полномочия в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, учредительным документом Управления образования и настоящим Уставом. В своей деятельности Общеобразовательное учреждение подведомственно и подконтрольно Отделу образования администрации Ворошиловского района города Донецка. 5.9.1. Отдел образования в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия: 1) участие в управлении деятельностью Общеобразовательного учреждения в порядке, предусмотренном настоящим Уставом, учредительным документом Отдела образования, отдельными договорами; 2) координация и контроль осуществления деятельности Общеобразовательного учреждения; 3) контроль за деятельностью Директора, заместителей директора и педагогического коллектива Общеобразовательного учреждения, применение дисциплинарных мер к заместителям директора Общеобразовательного учреждения; 4) назначение и увольнение заместителей директора Общеобразовательного учреждения, осуществление иных прав и обязанностей работодателя в отношении заместителей директора Общеобразовательного учреждения; 5) назначение лица исполняющего обязанности Директора на период его временного отсутствия (командировка, отпуск, больничный лист и т.д.); 6) аттестация педагогических работников Общеобразовательного учреждения, согласно действующим нормативным правовым актам Донецкой Народной Республики; 7) обеспечение Общеобразовательного учреждения учебниками и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации соответствующих образовательных программ; 8) организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи учащимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, своем развитии и социальной адаптации; 9) организация и контроль питания учащихся Общеобразовательного учреждения; 10) обеспечение финансирования деятельности Общеобразовательного учреждения (при осуществлении бюджетных полномочий распорядителя бюджетных средств, предусмотренных на содержание муниципальных образовательных учреждений Ворошиловского района города Донецка, осуществление бюджетных полномочий администратора доходов бюджета, в отношении закрепленных за муниципальными образовательными учреждениями Ворошиловского района города Донецка источников доходов бюджета); 11) утверждение штатного расписания, бюджетной сметы Общеобразовательного учреждения; 12) контроль соблюдения порядка использования бюджетных средств; 13) обеспечение содержания и бесперебойного функционирования зданий и сооружений Общеобразовательного учреждения; 14) получение необходимой информации о деятельности Общеобразовательного учреждения по соответствующим запросам; 15) другие полномочия в соответствии с действующим законодательством, учредительным документом Отдела образования и настоящим Уставом. Содержание и качество подготовки обучающихся Анализ результатов оценивания обучающихся школы в 2021-2022 учебном году позволяет сделать следующие выводы: - Общий показатель успеваемости обучающихся по школе составляет 100 % на всех ступенях образования. - Качество знаний в среднем по школе составляет 52,1, что значительно превосходит показатель результатов I полугодия - 31,4 %, а также данный показатель по результатам 2021-2022 учебного года – 46,9%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого учебного годы данный показатель остался практически неизменным на ступени начального образования – 67,9 % (67% в прошлом учебном году). Отмечается небольшой рост показателя в основной школе – 46,8% в сравнении с 44,5% прошлого учебного года. В то же время показатель качества знаний в старшей школе значительно вырос и составляет 41,6%. (29,2% в 2020-2021 уч. году). 80% Качество знаний учащихся по классам 60% 40% 20% 0% 3А 0 4А 0 5А 0 6А 0 7А 0 8А 8Б 9А 0 10А 11А - Из 175 обучающихся (включая 2 класс) по результатам годового оценивания никто из обучающихся не имеет неудовлетворительных оценок. По результатам годового оценивания все обучающиеся школы получили оценки не ниже «удовлетворительно» по всем предметам рабочего учебного плана. По результатам 2021-2022 учебного года 34 обучающихся школы 2-8, 10 классов были награждены «Похвальными листами за отличные успехи в учении». 64 обучающихся 2-11 классов завершили текущий учебный год на «хорошо». Таким образом, количество детей, обучающихся на «отлично» и «хорошо» составляет 52,4% от общего количества учеников учреждения. Сохраняется тенденция относительно наличия обучающихся, которые гипотетически могут быть отличниками и хорошистами (наличие 1-2 «4» или «3»). Данные показатели можно значительно улучшить при правильно спланированной и проведенной совместной коррекционной работе. - Самые низкие показатели качества знаний в 9 и 10 классах и составляют около 30%. Качество успеваемости в целом по школе составляет 52,1 %. - Показатель среднего балла по школе составляет 4,3, что на 0,02 выше, нежели в прошлом учебном году. Самые высокие показатели во 2 и 5 классах – 4,55 и 4,51. Самые низкие показатели в 9 и 10 классах – 4,09 и 4,10 соответственно; 4.8 Средний балл успеваемости учащихся по классам 4.6 4.4 4.2 4.0 3.8 3.6 3.4 3.2 3.0 3А 4А 0 5А 0 0 6А 7А 0 0 8А 8Б 9А 10А 0 11А Основы… Физическая культура Технологии Трудовое обучение Изобразительное … Музыкальное… Биология Химия Астрономия Физика География УГДД Обществознание Родная литература История/ОРКСЭ Окружающий мир Информатика и ИКТ геометрия алгебра математика иностранный язык… родной язык русский язык 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% дитературное… - Из предметов учебного плана самое низкое качество знаний по алгебре, геометрии, химии. Значительно выросло качество знаний по русскому языку с 57% в 2020-2021 до 72% в текущем учебном году; - Средний балл успеваемости обучающихся ниже показателя 4,0 по следующим предметам учебного плана: русский язык, алгебра, геометрия, химия, биология. В сравнении с результатами 2020-2021 учебного года вырос показатель среднего бала по таким предметам учебного плана как литература, иностранный язык (английский), физика. Его значение превысило 4,0. Физическая… Основы… География Физика Астрономия Химия Биология Музыкальное… Изобразительное… Трудовое обучение Технологии Обществознание УГДД русский язык дитературное… родной язык иностранный… математика алгебра геометрия Информатика и… Окружающий мир История/ОРКСЭ Родная литература 5.0 4.8 4.6 4.4 4.2 4.0 3.8 3.6 3.4 3.2 3.0 По окончанию 1 полугодия 2022-2023 учебного года четвертное оценивание проводилось во 3-11 классах. Во 2-м классе оценивание проводилось только с учетом положительных оценок. На основании результатов оценивания обучающихся школы в 1 полугодии 2022-2023 учебного года можно сделать следующие выводы: - Общий показатель успеваемости обучающихся по школе составляет 100 %. Следует отметить, уровень успеваемости остается стабильно высоким на протяжение всего 2022 года. - Качество знаний в среднем по школе составляет 54,3 %. По сравнению с аналогичным периодом прошлого учебного годы данный показатель вырос на всех ступенях образования: в начальной школе данный показатель достигает 66,4 % (48,8 % в 2021-2022 уч. году), в основной – 54,7 % (32,7 % в 2021-2022 уч. году), в средней – 41,7 % (12,7 % в 2021-2022 уч. году). Рост данных показателей свидетельствует о том, что сотрудниками школы была выработана стройная система организации дистанционного обучения, а обучающиеся школы адаптировались к дистанционной форме обучения. 100% Качество знаний учащихся по классам 80% 60% 40% 20% 0% 3А 0 4А 0 5А 0 6А 0 7А 0 8А 8Б 9А 0 10А 11А - У всех обучающихся школы отсутствуют неудовлетворительные оценки по одному или нескольким предметам. При этом на «отлично» обучается 25 детей, «хорошо» - 54 ученик. Данная статистика значительно превышает аналогичные показатели прошлого года. Сохраняется тенденция относительно наличия обучающихся, которые гипотетически могут быть отличниками и хорошистами (наличие 1-2 «4» или «3»). Данные показатели можно значительно улучшить при правильно спланированной и проведенной совместной коррекционной работе. - Показатель среднего балла по школе составляет 4,34, что также выше аналогичного показателя год назад на 0,2 балла. Самые высокие показатели в 5 классе – 4,62. Самые низкие показатели в 11 классе – 4,00. 4.8 Средний балл успеваемости учащихся по классам 4.6 4.4 4.2 4.0 3.8 3.6 3.4 3.2 3.0 3А 4А 0 5А 0 0 6А 7А 0 0 8А 8Б 9А 10А 0 11А Основы… Физическая культура Технологии Изобразительное … Музыкальное… Биология Химия Астрономия Физика География УГДД Обществознание Вероятность и… Родная литература История/ОРКСЭ Окружающий мир Информатика и ИКТ геометрия алгебра математика иностранный язык… родной язык русский язык 100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% дитературное… - Из предметов учебного плана самое низкое качество знаний и качество успеваемости по русскому языку, алгебре, геометрии, химии, физике, биологии. - Средний балл успеваемости обучающихся ниже показателя 4,0 по следующим предметам учебного плана: алгебра, геометрия, химия. Физическая… Основы… Технологии География Физика Астрономия Химия Биология Музыкальное… Изобразительно… русский язык дитературное… родной язык иностранный… математика алгебра геометрия Информатика и… Окружающий мир История/ОРКСЭ Родная… Вероятность и… Обществознание УГДД 5.0 4.8 4.6 4.4 4.2 4.0 3.8 3.6 3.4 3.2 3.0 Во исполнение приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 28.10.2021 г. № 919 «Об организации работы образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования Донецкой Народной Республики в период действия режима повышенной готовности»; приказа управления образования администрации города Донецка от 29.10.2021 № 556 «Об организации работы муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, г.Донецка в период действия режима повышенной готовности»; приказа отдела образования администрации Ворошиловского района г. Донецка от 29.10.2021 № 334 «Об организации работы муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, Ворошиловского района г.Донецка в период действия режима повышенной готовности» учебный процесс был прерван внеочередными осенними каникулами, которые продлились до 07.11.2021 г. На основании данных актов педагогами школы были внесены коррективы в рабочие программы по предметам. Также учебный процесс был приостановлен с 21.02.2022 до 23.03.2022. Во исполнение приказов Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 12.04.2022 г. № 264 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.08.2021 г. № 684», управления образования администрации г. Донецка от 21.04.2022 г. № 103 «О внесении изменений в приказ управления образования администрации г. Донецка от 16.08.2021 г. № 400», отдела образования администрации Ворошиловского района города Донецка от 21.04.2022 № 69 «О внесении изменений в приказ отдела образования администрации Ворошиловского района г. Донецка от 18.08.2021 г. № 245». Таким образом были отменены весенние каникулы, были перенесены сроки начала III четверти и дата окончания учебного года. На основании Методических рекомендаций по обеспечению выполнения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронных технологий (решение научно-методического Совета ГОУ ДПО «ДОНРИДПО», протокол № 4 от 21.03.2022 г., далее – Методические рекомендации) были внесены изменения в рабочие программы по предметам, а также сокращено количество видов обязательных проверочных работ по отдельным предметам. На основании приказа Министерства от 08.04.2022 № 24-НП «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2022 году», зарегистрированному Министерством юстиции Донецкой Народной Республики 12.04.2022, регистрационный № 5065, проведение Государственной итоговой аттестации обучающихся, завершающих освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования осуществлялось за счет зачета годового оценивания. На основании решения педагогического совета МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ШКОЛА № 3 ГОРОДА ДОНЕЦКА» от 21.06.2022 15 обучающихся 9 класса 21 обучающийся 11 класса были допущены к прохождению Государственной итоговой аттестации. Результаты Государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования Результаты Государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования В 2022 году были отменены муниципальный и заключительный этапы Республиканской олимпиады школьников. Осенью 2022 года обучающиеся школы принимали участие в Республиканской предметной олимпиады обучающихся и Всероссийской олимпиаде школьников. Результаты участия показали большую заинтересованность обучающихся в принятии участия в предметных конкурсах и соревнованиях. Организация учебного процесса Учебные планы начального общего, основного общего, среднего образования МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ШКОЛА № 3 ГОРОДА ДОНЕЦКА» - нормативно – правовые документы, являющийся основным организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования. Учебные планы отражают организационно – педагогические условия, необходимые для достижения результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями ГОС НОО, ГОС ООО, ГОС СОО. Учебный план фиксирует: • общий объем учебной нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся; • состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам; • формы и сроки промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при отборе учебного материала, формировании перечня результатов образования и организации образовательной деятельности. Недельная и годовая учебная нагрузка обучающихся соответствует СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» Российской Федерации (раздел VI, таблица 6.6), утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 января 2021 года под регистрационным № 62296 (далее – СанПиН 1.2.3685-21 РФ). Календарный учебный график является составной частью основной образовательной программы организации МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 3 ГОРОДА ДОНЕЦКА». Календарный учебный график определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года. Календарный график МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ШКОЛА № 3 ГОРОДА ДОНЕЦКА» на 2022-2023 учебный год составлен на основании: - Примерной основной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.07.2022 г. № 571; - Примерной основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 18.07.2022 г. № 586; - Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.08.2021 г. № 682; - приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2022 г. № 704 «Об организации образовательной деятельности в организациях Донецкой Народной Республики, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в 2022-2023 учебном году»; - приказа управления образования администрации г. Донецка от 16.08.2022 г. № 304 «Об организации образовательной деятельности в муниципальных бюджетных учреждениях, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в 2022-2023 учебном году», - приказа отдела образования администрации Ворошиловского района города Донецка от 16.08.2022 № 110 «Об организации образовательной деятельности в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях Ворошиловского района г.Донецка, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2022-2023 учебном году». Календарный учебный график утвержден приказом директора общеобразовательной организации, а также согласован профсоюзным комитетом школы, Ворошиловским межрайонный центр города Донецка» СЭН ГСЭС МЗ ДНР. Расписание образовательной деятельности обучающихся составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами, утверждено директором общеобразовательной организации. Расписание урочных и внеурочных видов деятельности сбалансировано с точки зрения соблюдения санитарных норм, смена характера деятельности. В общеобразовательной организации созданы условия для обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В 2022 году обучение по индивидуальному учебному плану продолжили 2 обучающихся школы. Для каждого учащегося был разработан отдельный план, расписание занятий. При составлении расписания занятий были учтены предложения родителей. Учебные планы разрабатывались на основании соответствующих Государственных стандартов для каждого обучающегося индивидуально. В индивидуальные учебные планы включены часы для проведения коррекционной работы педагогом-психологом школы. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной впоследствии на участие в духовном развитии общества. В 2022-2023 уч.г. в школе работают кружки: шахматный кружок для учащихся 1-11 классов «Белая Ладья» (рук.Левин В.Ю..), хореографический кружок «Индиго» и предметные кружки английского языка для 1, 2, 3 классов (рук. Агапова И.Н. и Волченская Е.Е.), туристисический кружок (рук. Марченко О.И.). Кружковой работой охвачено 105 учащихся (66 % учащихся школы). Цель работы предметных кружков английского языка: «Создать коммуникативные условия, обеспечивающие социально – личностное, познавательно – речевое развитие воспитанников и готовность детей к школьному образованию через изучение английского языка и активизации их творческой деятельности». За год занятий дети познакомились с иностранной речью, научились воспринимать ее на слух, вести несложные диалоги. На протяжении года учителя воспитывали активность и самостоятельность, коммуникативные способности детей; формировали общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе. Была создана атмосфера радости детского творчества в сотрудничестве. В течение года была проведена работа с родителями: беседы, консультации. С родителями поддерживается постоянная связь. Родители принимали активное участие в жизни кружка, посещали открытые занятия, приходили на консультации, с записью аудиоматериалов на электронные носители. В итоге: 1. Высокий уровень познавательной активности и готовности детей к дальнейшему изучению языка. 2. Быстрая социализация и мотивация к обучению у детей. 3. Дополнительный вид занятости детей. 4. Удовлетворенность родителей результатами изучения английского языка. Учащиеся начальной школы проявляют интерес к посещению кружков. Работа по здоровьесбережению ведется со всеми участниками образовательного процесса. С целью сохранения жизни и здоровья детей - учащихся школы в течение 2022-2023 учебного года перед каникулами проводились недели безопасности жизнедеятельности и дорожного движения, организована работа по предупреждению чрезвычайных ситуаций во время каникул, праздничных дней. Классными руководителями проведены инструктажи по безопасности жизнедеятельности по следующим темам: - Безопасность вовремя каникул. - Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. - Пожарная безопасность. - Правила поведения в общественных местах. -Профилактика негативных явлений среди учащихся (наркомания, токсикомания, табакокурение, алкоголизм). - Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Соблюдение норм бытовой санитарии. -Поведение у водоемов. - Техника безопасности пользования электроприборами. - Осторожно! Взрывоопасные предметы. - Профилактика ОРВИ, гриппа, коронавирусной инфекции, туберкулеза. - Предупреждение детского травматизма. - Действия при неадекватных предложениях посторонних взрослых лиц. Правила безопасности на дороге. Постоянно обновляются и дополняются уголки «Безопасности жизнедеятельности», вклеиваются памятки в дневники, поднимается вопрос безопасности жизнедеятельности и на родительских собраниях. С целью соблюдения мер безопасности по пути от дома до школы были разработаны маршрутные листы для учащихся 1-11 классов. Завхозом школы обследуется каждый день территория школы на наличие опасных предметов, ядовитых растений. Анализ воспитательной работы Воспитательная работа в школе строилась в соответствии с Законом ДНР» об образовании», «Концепцией патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики». Воспитательная проблема школы «Создание условий для развития потребности личности учащихся к самореализации и саморазвитию на основе учета ее индивидуальных и социально-психологических особенностей». Задачи: формирование у школьников системы духовно-нравственных ценностей, готовности к самостоятельному нравственному выбору; организация ученического самоуправления, способствующего сплочению школьного коллектива и реализации каждым школьником своей гражданской позиции; формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания; развитие познавательной и социальной активности учащихся, воспитание ответственного отношения к учебе, сознательной дисциплины, потребности в самосовершенствовании и самореализации; формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений, развитие организаторских, партнерских и лидерских качеств, коммуникативных навыков; воспитание самостоятельности и инициативности, приучение к различным видам общественной деятельности, развитие творческой индивидуальности и креативности; активизировать участие детей в конкурсах, фестивалях и т.д.; оказание педагогической помощи родителям, детям; вовлечение родителей в учебно-воспитательную работу класса и школы; развитие навыков ЗОЖ и способности противостоять негативным явлениям. Приоритетные направления воспитательной работы школы: -гражданско-патриотическое; -духовно - нравственное; -спортивно-оздоровительное; -экологическое воспитание; -трудовая деятельность; -социальная защита учащихся; -организация питания учащихся; -работа с родителями. Данные направления воспитательной работы реализуются через: - традиционные школьные мероприятия; - систему работы дополнительного образования; - работу органов ученического самоуправления; - внеклассную и внеурочную деятельность по предметам. Огромный воспитательный потенциал несут традиции школы, которые представляют собой историческое и культурное наследие, развивающееся с учетом современных реалий жизни. Реализация поставленных задач осуществлялась через планомерную работу методического объединения классных руководителей, кружков, органов детского самоуправления и социально – психологической службы школы. ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В нашей школе работа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся ведется согласно Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, утвержденной совместным приказом Совета Министров ДНР, Министерства молодежи, спорта и туризма, Министерства образования и науки ДНР № 94 от 22.06.2015 года. Система гражданского патриотического воспитания включает в себя комплекс форм работ с учащимися. Так, в рабочем учебном плане школы есть предметы, которые способствуют формированию истинного гражданина своего Отечества, социально активной личности, воспитанию патриотизма, гуманизма, духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей: история Отечества, Уроки гражданственности и духовности Донбасса, Начальная военная подготовка и Медико-санитарная подготовка. Совместная работа педагогического коллектива, учащихся, родителей ориентирована на решение следующих задач: - содействие формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, любви к своему краю; уважительного отношения к истории своей страны. - формирование нравственных основ личности, повышение уровня духовной культуры; - формирование позитивного отношения к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы. Особое место в гражданско-патриотическом воспитании занимает внеурочная деятельность учащихся. В 2022-2023 учебном году продолжила работу поисковая группа «Вахта памяти»- руководитель Левин В.Н. .В школе прошел общешкольный проект «Аллея памяти», «Улица Героя» и «Обелиск». Кроме того, была создана лента памяти, посвященная 76-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне (онлайн). Архив группы поиска «Вахта памяти» пополнился новыми работами обучающихся и преподавателей о родственниках участвовавших или погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Широко распространенной формой гражданско-патриотического воспитания учащихся являлись уроки мужества, посвященные Дню освобождения Донбасса, Дню вывода советских войск из Афганистана, годовщине Чернобыльской трагедии, Дню Победы, уроки патриотизма ко Дню Республики, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, военнослужащими армии ДНР, воинами-афганцами. На протяжении учебного года учащиеся школы подготовили посылки для отправления на передовую. Учащиеся 9 - 11классов передавали посылки с продуктовыми наборами военнослужащим, которые проводили воспитательные беседы на базе школы. Таким образом, работа школы по гражданско-патриотическому воспитанию находится на достаточном уровне. ТРАДИЦИОННЫЕ ШКОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ Основные дела, проводимые в школе в течение года – это традиционные праздники, знакомые и ученикам, и родителям, и учителям. Поддержка традиций – основа школьной жизни. К таким делам у нас относятся: День мира, День знаний, День учителя, Новогодний праздник, Праздник защитника Отечества, Праздник 8 марта. В своей работе мы стараемся в хорошо известные праздники внести что-то новое. Изменяется схема проведения, применяются новые технологии. В концертах задействуются представители всех классов школы. В школе прошел конкурс чтецов «Защитники Отечества». В нем приняли участие учащиеся всех классов. На достаточно высоком уровне были подготовлены учащиеся начальной школы. Лучшими стали 4 и 7 классы. В преддверии Нового года были проведены выставки детских работ по прикладному творчеству и «Живи, елочка». Были проведены новогодние мероприятия для обучающихся 1-11 классов. СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ Спортивно-оздоровительное воспитание является приоритетным направлением деятельности школы. Особое внимание уделяется формированию у обучающихся понимания важности сохранения здоровья– залога успеха в дальнейшей жизни. Для решения этой задачи проводятся мероприятия по формированию здорового образа жизни: Спортивно – оздоровительная работа осуществляется через уроки физической культуры и кружковую работу. В школе работает шахматный кружок «Белая ладья» для учащихся 1-11 классов, руководитель Левин В.Ю. На протяжении всего учебного периода классные руководители проводят профилактическую работу среди учащихся и их родителей, с целью сохранения жизнедеятельности учащихся. Кроме того, проводятся лекции и беседы сотрудниками СДН Ворошиловского РО Донецкого ГУ МВД ДНР, МЧС ДНР, отделом ГАИ. классах в наличии уголки безопасности жизнедеятельности. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ Немалое внимание школа уделяет и трудовому воспитанию. Основополагающей идеей этого направления является систематический, совместный, созидательный, творческий, социально значимый труд. Целью трудового воспитания в школе является: совершенствование навыка организации коллективного труда, уважение к труду и людям труда, воспитание бережливости, аккуратности, ответственности за результаты труда, вооружить учащихся основными трудовыми умениями и навыками, необходимыми для их дальнейшей социализации. Учащиеся школы привлекаются для общественно значимых дел: это дежурство классов по школе и столовой, уборка классных комнат и других школьных помещений, участие в субботниках по благоустройству и уборке территории школы и района. Важным направлением трудового воспитания является профориентационная работа. В течение 2022-2023 учебного года постоянно обновлялся уголок профориентации, его методическое обеспечение, где каждый ученик получал информацию о существующих учебных заведениях разного уровня аккредитации, их расположение, специальностей и др. В библиотеке школы работала постоянная выставка специальной литературы «Кем быть?». Педагог-психолог школы Осипенко Н.Н. проводила групповые и индивидуальные консультации для классных руководителей и учащихся по вопросам профориентационной работы, проводила необходимую диагностику профнамерений учеников 9,11 классов. Классные руководители проводили родительские собрания, посвященные самоопредению обучающихся, классные часы по профессиональному самоопределению. УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В школе сложилась определенная система школьного самоуправления. Первый уровень – классное ученическое самоуправление классные коллективы со 2-11 класс. На этом уровне проходят: - основные виды деятельности, адаптированные под возраст ребят (познавательная, трудовая, игровая, спортивная, художественно-эстетическая, патриотическая) – деятельность инициируется как классными руководителями на уровне классов, так и со стороны школы (общешкольная деятельность и мероприятия); - вовлечение учащихся в органы классного самоуправления, выявление членов Ученического актива школы из числа активистов 8-11 классов; - распределение обязанностей внутри класса, формирование совета класса – деятельность, осуществляемая на уровне класса; - участие в общешкольных делах. Второй уровень – школьное ученическое самоуправление, школьный ученический совет, орган, состоящий из представителей 8-11 классов. Президентом школы в этом учебном году была назначена учащаяся 9 класса Осифова Ульяна. Реализация задач этого уровня возможна благодаря: - наличию активистов классов и их заинтересованности в общешкольных делах; - активности педагогов в поддержке работы школьного ученического самоуправления, как классных руководителей, так и учителей-предметников, оказывающих помощь в различных мероприятиях школьного самоуправления. Направлениями работы школьного ученического самоуправления являются культура и досуг, наука и образование, здравоохранение и спорт. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Цель экологического образования - формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения к окружающей среде, активной деятельности по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств. В большей степени эта работа прослеживается не только в изучении школьных предметов: окружающего мира, природоведения, географии, биологии, но и во внеклассной работе. В формировании экологической культуры школьников огромную роль играют массовые внеклассные занятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы, такие как: акции «День Земли», «День птиц», «Эко-елочка!», «Первоцветы», «Обелиск». работа по озеленению и благоустройству пришкольной территории, работа на пришкольном участке; экологические викторины, брейн-ринг. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ Формирование правовой культуры подростков – одна из основных задач воспитательной работы. Основу ее составляют такие важнейшие характеристики как знание своих прав и обязанностей, чувство собственного достоинства и уважения окружающих, миролюбие, терпимость; основных правовых ценностей, знаний о правах, свободах человека, способах их реализации, об основных отраслях права, включая знания о государстве, о выборах; пониманию прав и обязанностей гражданина, ценности (солидарности, справедливости, гражданского долга, уважения к правам других, толерантности), а также необходимые социальные компетенции через получение практических навыков применения этих знаний в жизни. Формирование культуры межнациональных отношений – еще одно из направлений воспитательной работы в школе. Ведется работа по развитию у учащихся толерантного мышления. Большое внимание уделяется противодействию проявлениям экстремизма, деятельности неформальных молодежных объединений экстремистского характера. Формирование правовой культуры у всех категорий участников образовательного процесса проходит через включение обучающихся в творческие мероприятия, организацию доверительного общения среди подростков, предоставление альтернативы проведения свободного времени. В рамках месячника прошли следующие мероприятия: 1. Классные часы на темы, направленные на повышение уровня правовой культуры, распространение знаний о правах и свободах человека и гражданина, а также по предупреждению подросткового насилия и жестокости, преодолению агрессии и конфликтности в ученической среде. 2. Проведен конкурс буклетов по формированию здорового образа жизни «Влияние современных технологий на здоровье человека». 3. Проведено заседание Совета профилактики с привлечением специалистов отдела по делам семьи и детей администрации Ворошиловского района г.Донецка и Ворошиловского районного отдела ДГУ МВД ДНР. 4. Выставка рисунков. 5. Брейн-ринг. 6. Выставка литературы по правовой тематике. 7. Оформлен правообразовательный стенд для родителей. 8. Игры с элементами тренинга по сплочению классных коллективов и коррекции школьной дезадаптации. Учащихся, состоящих на внутришкольном учете, в 2022-2023 учебном году не было. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА УЧАЩИХСЯ Большое внимание в школе традиционно было уделено социальной защите детей льготной категории. Проводились следующие мероприятия: - обновление справок о регистрации по месту жительства; - обследование состояния здоровья; - обновление базы данных детей льготной категории. Все дети прошли углубленный медицинский осмотр. Детям, которые находятся под опекой, школа уделяет достаточно внимания: всеобеспечены учебниками, едиными билетами. Опекуны выполняют свои обязанности. В случае необходимости на протяжении всего учебного года работа служба психологической поддержки учащихся, лишенных родительского попечения и с их опекунами. Работа по социальной защите ведется согласно Годовому плану работы МБОУ «Школа №3 г.Донецка». В течение учебного года основной задачей школы в данном направлении является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой. Для достижения положительных результатов в своей деятельности школа: Руководствуется Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, законом ДНР «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Контролирует движение учащихся и выполнение всеобуча; Поддерживает тесные связи с родителями; Изучает социальные проблемы учеников; Ведет учет и профилактическую работу с детьми из семей, оказавшимися в сложной жизненной ситуации; Осуществляет социальную защиту детей льготных категорий: дети из многодетных семей, дети -сироты и дети, лишенные родительского попечения, дети из малообеспеченных семей, дети, потерпевшие от ЧАЭС, дети из семей вынужденных переселенцев, дети погибших шахтеров, дети-инвалиды, дети вынужденных переселенцев; Проводит патронаж опекаемых и семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации; Заместитель директора Яманко С.В. консультирует классных руководителей, выступает на общешкольных собраниях, педсоветах и совещаниях, заседаниях ШМО классных руководителей; Осуществляет контроль за сохранением здоровья учащихся и формированию у них культуры здоровья. Это направление работы предполагает особое внимание к многодетным и семьям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах, к семьям, где воспитываются дети-инвалиды, дети, находящиеся под опекой. Для выявления данных категорий в сентябре месяце были оформлен социальный паспорт школы. Обновлен социальный паспорт школы в соответствии с категориями: 1. Всего детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, которые находятся под опекой – 2 2. Детей, которые имеют статус пострадавших от аварии на ЧАЭС - 5 3. Детей ополченцев, погибших при исполнении служебных обязанностей 0 4. Детей погибших шахтёров - 0 5. Детей погибших работников МВД - 0 6. Детей-инвалидов - 1 7.Многодетные–12 8. Малообеспеченные семьи – 0 9. Вынужденные переселенцы- 3 Количество детей других категорий: 10. Неполные семьи (матери-одиночки, которые имеют справку и получают денежную помощь)-6 11. Количество детей, состоящих на внутришкольном учете-0 12. Несовершеннолетние, воспитывающиеся в семьях, где родители (законные представители) не выполняют или ненадлежащим образом выполняют свои обязанности по воспитанию, обучению, содержаниюдетей-0 В течение года осуществлялся патронаж семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах совместно с отделом по делам семьи и детей администрации Ворошиловского района города Донецка, представитель ОДСД составил акты обследования жилищно-бытовых и социальнопсихологических условий проживания несовершеннолетних. С опекунами проводились индивидуальные консультации, решались вопросы по оказанию помощи таким семьям. Для всех детей льготной категории (кроме детей-инвалидов) и учащихся начальных классов было организовано одноразовое бесплатное питание. А также дети, посещающие ГПД, были обеспечены бесплатными обедами. Для этого формировались индивидуальные пакеты документов на данных учеников школы. В начале учебного года все учащиеся школы имели возможность записаться в кружки и секции по интересам. Все кружки пользуются популярностью у детей. В течение всего года постоянно проводились индивидуальные консультации родителей, педагогов и классных руководителей по эффективному общению с детьми данной категории. Психологическая служба постоянно проводит индивидуальную работу с самими учениками по запросам классных руководителей, администрации школы, родителей, а также по инициативе самих детей. Классные руководители находятся в постоянном контакте с семьями детей контрольной категории. Все дети принимают участие в классных и общешкольных мероприятиях, а дети-инвалиды принимают посильное участие в мероприятиях. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Работа с родителями– важное направление работы школы, которое не ограничивается проведением общешкольных и классных собраний. Школа видит свою цель, прежде всего в том, чтобы, вооружив родителей психологопедагогическими знаниями, привлечь их к организации жизни и деятельности школы. Поэтому совместно с психологической службой школы был организован родительский лекторий по вопросам: - проблемы адаптации к школе учащихся 1,5,10 классов - проблемы подросткового возраста - об особенностях подготовки выпускников 9 и 11 классов к государственной итоговой аттестации. Школьный педагог-психолог проводил групповые (занятия с классом) и индивидуальные консультации для учащихся школы и их родителей. В каждом классе действует родительский комитет, члены которого оказывают помощь классному руководителю в организационных вопросах, привлекаются к работе с асоциальными семьями (например, присутствуют при посещении семей по просьбе классного руководителя). Кроме родительских собраний в школе проводятся индивидуальные консультации для родителей учителями-предметниками. Для закрепления сотрудничества семьи и школы проводятся внеклассные мероприятия с участием детей и родителей, родители активно участвуют в подготовке внеклассных общешкольных мероприятий ребят своих классов. Одной из составляющей части взаимодействия педагога и родителей является корректирование семейного воспитания. С этой целью проводились встречи родителей и детей с представителями СДН, педагогомпсихологом, администрацией школы. Ведет работу Совет Профилактики. В этом учебном году состоялось 4 заседания Совета Профилактики с участием учащихся, из семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах и их родителей. Изучение документации классных руководителей показало, что при организации работы с родителями большинство классных руководителей руководствуются индивидуальным планом воспитательной работы (указана тематика родительских собраний на год, определены классные мероприятия, указаны тематические классные часы); на собраниях обсуждаются вопросы организации досуга учащихся во время каникул (отмечены в протоколах), планируются экскурсии, организаторами которых являются сами родители; при проведении классных родительских собраний педагоги тщательно отбирают информацию, касающуюся личностных достижений учащихся, руководствуясь правилом: «Совсем плохих детей не бывает» По результатам посещенных родительских собраний администрацией, можно сделать вывод о том, что: - классные руководители тщательно готовятся к проведению собрания, выстраивая ход заседания, обращаются к вопросам воспитания, волнующих родителей, приглашают на собрания педагога –психолога - редко используют нетрадиционные формы проведения собраний: однообразие формы проведения, затрагивают вопросы успеваемости, дисциплинированности на уроках. Результат такого подхода – снижение % посещаемости родителей. Высокая посещаемость родителей классных собраний наблюдается в начальном звене (85%), в среднем звене колеблется от 45-70%, в старшем составляет примерно 70%. На следующий год классным руководителям необходимо продолжать работу по вовлечению родителей в учебно – воспитательный процесс. Востребованность выпускников В 2022 году общеобразовательное учреждение на уровне общего среднего образования закончили 15 человек. Классный руководитель предоставила справки, подтверждающие дальнейшее обучение всех выпускников. Осуществлен контроль продолжения обучения и трудоустройства выпускников 2021-2022 учебного года. Кол-во выпускников 10 Профессио 9 класса класс нальный колледж 15 11 СПО 2 1 Из них Выехал и за предел ы ДНР 1 Не обучаются и не работают 0 Также аттестаты о среднем общем образовании получили 21 учащихся. Классный руководитель 11 класса предоставила все справки, подтверждающие дальнейшее обучение всех выпускников 11 класса 2021-2022 учебного года. Общее количество СПО ВПО ра арм выпускников бо ия 11 класса та 2021-22 ют уч.г. 21 1 16 0 1 из них: кур зам Имеют Выеха не сы уже заболев ли за рабо ство ание, преде тают, инвали лы не дность Респу учат блики ся 0 0 0 3 0 Таким образом почти 80% выпускников школы продолжают обучение в учреждениях высшего профессионального образования. Кадровое обеспечение Качественный состав педагогов приведен в следующей таблице: Из общей численности педработников имеют образовательноквалификационный уровень (образование) Общее младший специалиста или магистра кол-во специалист педагог из них: ически бак общее из них х ала все педагог среднее работн высш перва специ вр го ическо всего вторая иков ая я алист е 28 24 3 14 6 1 2 2 2 0 2 учителей школы имеют звания «Старший учитель», 2 звание «Учительметодист». Повышение квалификации педагогическими сотрудниками происходило за счет прохождения курсов. План прохождения курсовой переподготовки в 2022 г. выполнен на 100%. В марте-мае 2022 года педагоги общеобразовательного учреждения проходили курсовую подготовку по вопросам реализации Новых ФГОС в Академии при Министерстве Просвещения РФ. Курсы пройдены 2 представителями администрации и 7 педагогическими работниками. В сентябре 2022 года в образовательную организацию был принят молодой специалист – учитель русского языка и литературы. С целью четкой организации на современном уровне работы с молодыми и малоопытными специалистами, направленной на повышение уровня их психологопедагогической, общекультурной, специальной и методической подготовки был издан приказ «Об организации работы с молодыми и малоопытными учителями» и организована работа наставника в соответствии с планом работы. В 2022 году были уволены по собственному желанию 2 педагога. На конец 2022 года потребность в кадрах закрыта на 100% за счет оптимизации штатного расписания. Учебно-методическое обеспечение Основным звеном в методической работе школы остаются школьные методические объединения учителей-предметников. Для реализации поставленных задач школьные методические объединения реализовывали следующие направления работы: Целевое внедрение современных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучении; Беспрерывное повышение специальной и психологопедагогической подготовки педработников путем курсовой переподготовки; Постоянная работа с государственной нормативной базой; Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий; Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта учителей; Выявление и работа с одаренными детьми; Воспитание целостной личности обучающихся. В течение года в школе работал проблемный постоянно действующий семинара «Использование инновационных технологий в учебновоспитательном процессе». План работы семинара был выполнен полностью. С целью ознакомления с достижениями педагогической и методической науки и перспективным педагогическим опытом в школе работала проблемная группа «Лаборатория творческого учителя». Организация самообразовательной деятельности учителя базируется на разработке каждым учителем в начале учебного года собственного плана самообразования, по которому педагог работает целый год. В нем учитель отображает самоанализ работы за прошедший год, теоретическую работу над проблемой, литературу и нормативно-правовую документацию, которую необходимо изучить. Исходя из самоанализа, учитель ставит перед собой основные цели и задачи на следующий учебный год. Основными формами самообразовательной деятельности являются: заседания ШМО, посещение уроков коллег, семинары, круглые столы, самообразовательная работа с научной литературой, выступления на педагогических советах, методических объединениях, подготовка и проведения предметных недель, подготовка и участие в профессиональных конкурсах и т.д. АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В школе много лет существует МО классных руководителей. В 20222023 году оно работало над проблемой «Использование современных педагогических технологий в процессе воспитательной работы для создания условий для развития потребности личности учащихся к самореализации и саморазвитию на основе учета ее индивидуальных и социальнопсихологических особенностей». Основные задачи: 1. Повышение теоретического, научно-методического уровня, профессиональной подготовки классных руководителей по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитательной работы. 2. Совершенствование методики работы классных руководителей по организации воспитательного процесса в классе в свете инновационных педагогических технологий. 3. Координация деятельности классных руководителей в организации работы классных коллективов. 4. Содействие активному внедрению интерактивных форм работы с учащимися и их родителями по укреплению национальных и семейных традиций. 5. Обеспечение преемственности в организации работы классного руководителя с детьми и подростками по формированию навыков здорового образа жизни на всех ступенях образования. Методическая работа с классными руководителями проводилась в форме методических заседаний, инструктивных совещаний. Такая форма работы позволила добиться более точной, конкретной работы в совершенствовании педагогической деятельности. В этом году состоялось 3 заседания инструктивно-тематического характера, на которых были рассмотрены следующие вопросы: аналитико-диагностическая деятельность классных руководителей; организация занятости учащихся в период каникул; профилактическая работа с учащимися, проживающих в семьях, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, её результативность; выявление семей, в которых сложились неблагоприятные условия для пребывания в них детей; - анализ классных уголков; - анализ качества проведения родительских собраний, состояние работы с родительской общественностью; -контроль посещаемости учащихся; - подготовка к сдаче норм ГТО. Исходя из анализа документации классных руководителей, посещения классных часов и внеклассных мероприятий можно сделать следующие выводы: - 100% классных руководителей ведут документацию по воспитательной работе: имеют утвержденный план воспитательной работы, методические разработки классных часов - 70% сдают документацию вовремя; - 80% классных руководителей систематически участвуют в школьных мероприятиях, регулярно проводят классные часы. Исходя из анализа работы МО классных руководителей методического объединения классных руководителей можно признать удовлетворительной. ВЫВОДЫ: Качество проведения тематических уроков и классных часов снизилось. Необходимо более тщательно подходить к отбору материалов в соответствии с возрастными особенностями учащихся, использованию информационных технологий, вовлечению ребят в проектную деятельность. В следующем учебном году необходимо: продолжить работу по овладению родителями психологопедагогическими знаниями, привлечь их к организации жизни и деятельности школы; активизировать участие педагогов и учащихся в творческих конкурсах; активизировать работу органов классного самоуправления. Библиотечно-информационное обеспечение В течение 2022 года школьная библиотека работала по плану, утвержденному администрацией школы. Работа проводилась с учетом разделов общешкольного плана. Одной из задач работы в текущем году было совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий в образовательном процессе. Цель работы школьной библиотеки обеспечение учебно-воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного обслуживания; содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании учащихся; привитие учащимся любви к чтению, воспитание культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям; привлечение учащихся к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи, познавательных интересов и способностей, расширения кругозора; оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов. Основные функции школьной библиотеки Информационная. Предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя. Воспитательная. Способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе. Культурологическая. Организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся. Образовательная. Поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в задачах развития школы и в образовательных программах по предметам. В течение сентября 2022 года проведена перерегистрация читателей. Все ученики школы являются читателями школьной библиотеки. Учащиеся школы обеспечены учебниками на 100%. Обслуживание читателей в 2022 учебном году проводилось по утвержденному графику работы библиотеки с учетом учебной нагрузки обучающихся, их потребностей в информационном обеспечении. Проведение онлайн классных часов и других внеклассных мероприятий, направленных на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание школьников. Состав библиотечного фонда (количество экз.) Наименование документов Количество Основной библиотечный фонд 15246 из них: Художественная литература Фонд учебников (рос.) Обеспечение учебниками в 2022 г.(%) 8357 6889 100 Показатели библиотечной статистики за 2022-2023 учебный год Класс Кол-во уч-ся 12 14 20 19 18 10 8 19 26 11 12 Кол-во %читателей читателей 1кл. 2-А кл. 14 100 3-А кл 20 100 4-А кл 19 100 5-А кл 18 100 6-А кл 10 100 7-А кл 8 100 8-А кл 19 100 9-А кл 26 100 10 кл 11 100 11 кл 12 100 учителя 23 100 Другие 3 Итого: 169 195 С читателями, записавшимися в библиотеку, проведены беседы: - о правилах работы в библиотеке, - о правилах работы в читальном зале, - о бережном отношении к книге, - о технике безопасности в библиотеке. работа с перспективными библиографическими изданиями: тематическими планами издательств, перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных и допущенных Министерством образования комплектом учебников; составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники и учебные пособия; подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году для учащихся; прием и обработка поступивших учебников; оформление накладных; запись в книгу суммарного учета; штемпелевание; оформление карточек; составление отчетных документов; прием и выдача учебников по графику; информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий; оформление выставки «Знакомьтесь — новые учебники»; списание фонда с учетом ветхости, морально-устаревшей и смены программ, по установленным правилам и нормам; проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам и подведение итогов). Рейды проходят один раз в четверть, проведена проверка сохранности учебников, и проведена разъяснительная работа с учащимися по их сохранности. В 2022 году основные показатели работы библиотеки следующие: - количество читателей изменилось за счет контингента школы; - количество посещений уменьшилось. На это повлияло дистанционное обучение. - документообеспеченность осталась на том же уровне, что говорит о достаточном количестве книг на контингент читателей; - читаемость увеличилась в связи с тем, что среднее и старшее звено учащихся начали больше читать литературы; - обращаемость увеличилась в связи с тем, что увеличилась степень использования книжного фонда библиотеки. Материально-техническое оснащение библиотеки: Библиотека оборудована: столы – 3шт. для читателей,1 – библиотекаря, стулья - 6 шт. для читателей, 1 – библиотекаря. Имеется 1 компьютер Освещение библиотеки соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Читальный зал библиотеки занимает совмещенное с абонементом помещение. Имеется 4 посадочных мест для работы с книгами. Есть помещение для хранения учебников. Библиотека укомплектована: справочной, учебной и художественной литературой; Расстановка осуществлена в соответствии с таблицами ББК для школьных библиотек. Литература для учащихся начальных классов расставлена по тематическим рубрикам. Работа с фондом художественной литературы В течении года с фондом художественной литературы велась: прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений (учет библиотечного фонда); прием, оформление документов и обработка полученных книг в дар; обеспыливание, инвентаризация; списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам; выдача документов пользователям библиотеки; обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации. Работа, проведенная по сохранности фонда систематический контроль за своевременным возвращением в библиотеку выданных изданий; обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке; организация работы по мелкому ремонту изданий с привлечением библиотечного актива; инвентаризация. В течение года в библиотеке работала «Книжкина больница». Учениками школы при помощи заведующей библиотекой были отремонтированы книги и учебники. Работа с фондом учебной литературы прием фонда учебников на хранение; учет учебного фонда (суммарный, индивидуальный, учет выдачи учебников); инвентаризация учебного фонда, исключение морально устаревших и ветхих учебников; организация работы по сохранности учебного фонда (ремонт учебников, организация рейдов по сохранности, беседы и т.д.); анализ учебного фонда, определение потребности в учебниках к новому учебному году; выдача учебников, в конце учебного года по графику прием учебников. Работа с читателями Индивидуальная работа: обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технического персонала, родителей. обслуживание читателей в читальном зале: учащихся и учителей. рекомендательные беседы при выдаче книг. беседы о прочитанном. Основными направлениями деятельности библиотеки были библиотечные уроки; информационные и прочие обзоры литературы; беседы о навыках работы с книгой; подбор литературы для внеклассного чтения; участие в конкурсах; выполнение библиографических запросов; поддержка общешкольных мероприятий; содействие учебно-воспитательному процессу путем библиотечнобиблиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов; приобщение детей к ценностям мировой и отечественной культуры, формирование навыков независимого библиотечного пользователя, обучение поиску, отбору и критической оценке информации, привитие любви к родному краю; овладение новыми технологиями работы; формирование комфортной библиотечной среды; Цель работы школьной библиотеки обеспечение учебно-воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного обслуживания; содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании учащихся; привитие учащимся любви к чтению, воспитание культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям; привлечение учащихся к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи, познавательных интересов и способностей, расширения кругозора; оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов. Мероприятия по борьбе с экстремизмом и терроризмом В течении 2022 года зав. библиотекой систематически проводила сверку библиотечного фонда на наличие литературы экстремистской направленности. По результатам проверок составлялись акты. Нарушений не выявлено. В библиотеке школы оформлен информационный стенд «Экстремизму нет!». Проведена беседа с учащимися «Дети против экстремизма». Взаимодействие с другими библиотеками Школьная библиотека поддерживает связь с Республиканской детской библиотекой им. С.М.Кирова. Участие в методической работе Заведующая библиотекой участвовала: 14 ноября 2022 года- «Знаток Русского Донбасса» (сертификат); «Что прячется в смартфоне: исследуем мобильные угрозы» (сертификат); 13 декабря 2022 года- «Личный финансовый зачет» (сертификат); Годовой план работы библиотеки в 2022 году, в основном, выполнен, работа проводилась на высоком уровне. Было проведено большое количество библиотечных мероприятий для учащихся. Недостатки в работе: - низкий уровень обеспеченности методической литературы в БФ; - устаревший каталог художественной литературы; - отсутствие периодических изданий для детей. Оценка материально-технической базы Материально техническое обеспечение школы зависит от наличии и поступлении бюджетных ассигнований. В школе имеется 42 кабинета. В одном из кабинетов есть проектор, который был установлен более 10 лет назад. В школе имеются необходимый набор помещений для изучения обязательных дисциплин: кабинет физики; кабинет химии и биологии;; компьютерный класс (оборудование установлено в 2003г) ; класс технологии ; Кабинеты требуют оборудования современной техникой. В 2022 году было закуплено оборудование для пищеблока: стеллаж производственный, ларь морозильный, весы напольные На втором этаже здания оборудован актовый зал, но к сожалению отсутствует необходимое оборудование и освещение. Спортивный зал в школе отсутствует. Также в 2022г. был произведен косметический ремонт туалетных комнат, медицинского кабинета, спальной комнаты, учительской и холла. По итогам самообследования Школа планирует: полностью обновить материально-техническую базу пищеблока, столовой и цехов - модернизировать современными приборами и оборудованием классы обучающихся, - актовый зал, -медицинский кабинет - наладить наличие скоростного выхода в сеть Интернет В будущем для совершенствования образовательного процесса и улучшения условий работы и обучения, необходимо произвести закупку недостающего оборудования.